HOME 
 
 BIOGRAPHY 
 MYTHS & FACTS 
 
 PAINTINGS 1912-1913 
 PAINTINGS 1914-1915 
 PAINTINGS 1916-1920 
 PAINTINGS 1921-1923 
 PAINTINGS 1924-1926 
 PAINTINGS 1926-1929 
 PAINTINGS 1928-1935 
 PAINTINGS 1933-1942 
 PAINTINGS 1942-1956 
 HARLEQUINS 
 
 FIGURATIVE DRAWINGS 
 ABSTRACT DRAWINGS 
 WATERCOLOR, GOUACHE 
 RELIEFS 
 LINOCUTS 
 LITHOGRAPHS 
 
 TEXTS by IVAN PUNI 
 EXHIBITIONS
 
 CATALOGUE RAISONNÉ 
 FORGERIES 
 ROLE OF XANA 
 
 CONTACTS 

 

 

 

 

 

  LITHOGRAPHS РУ DE EN

Colour lithographs by Pougny are not rare on the art market; these sheets are never dated. They usually bear a facsimile signature (workshop stamp) "Pougny" on the right below the image, with the number from the edition on the left. These lithographs were created thanks to the efforts of Xana, who was responsible for marketing in the Pougny family. Between 1958 and 1970, she organised around twenty retrospective exhibitions of her husband's work, for each of which she selected one or two of his paintings to reproduce on posters. The paintings were reproduced on a scale of 1:1 using the lithographic process. Lithographs without text were also printed from the same stones in editions of between 100 and 300 copies. In contrast to original lithographs, in which the artist himself draws on stone, all of Pougny's colour lithographs are reproductions. Several lithographs were printed during the artist's lifetime; some of them were signed by hand.
The small monograph published by Gindertael in February 1957 - two months after Pougny's death - lists six lithographs printed during his lifetime. All are dated 1956: one black and white and two colour lithographs, published by the Geneva Guilde de la Gravure, as well as three lithographs for the poster of Pougny's last exhibition at the Galerie Marcel Coard. One of these posters refers to the place of printing - "Litho Marcel Manequin _ Paris". The question of which black-and-white lithograph Gindertael had in mind remains open; in any case, special copies of his monograph were supplemented by three pen-and-ink lithographs after Pougny's drawings, but these sheets were not signed.

Lithographs, printed in 1956 during Jean Pougny's lifetime.
Editions Guilde de la Gravure (Geneva): three lithographs in 8 colours - "Beach", "Still life with ceramic figures" and "On the Marne".
Three posters for the exhibition at the Marcel Coard Gallery (3-24 March 1956). The lithographs of posters were also printed individually, without text.

Pougny himself showed no appreciable inclination for lithography, and this is not surprising. After moving to Paris, he became more and more absorbed in developing painterly problems and was particularly interested in surface structures and spontaneous effects created by visible relief strokes on an old canvas with craquelure and abrasion - everything that makes a painting unique and that lithography lacks - with its flat surface and high print run.
Before his move to Paris, Pougny (at that time – Puni) showed no interest in lithography as well, but this technique was used in Petrograd to reproduce some of his drawings, and the catalogue raisonné contains certain details about it. Let's take a closer look at them.
It is known that the material for the catalogue raisonné was prepared by Xana. She dated Ivan's first experience with lithography as 1913, and the drawings were reproduced in the collection "Roaring Parnassus", edited by Puni himself with Matyushin and prepared by a group of Futurists (Khlebnikov, Mayakovsky, Livshits, Burlyuk, etc.) in Puni's flat. Immediately after its publication, the anthology was confiscated by the censors.
Contrary to the information in the catalogue raisonné, the illustrations in the "Roaring Parnassus" were printed not by lithographic process. This was claimed by Peter Druzhinin, an expert on prints and antique books: "The publication was printed in the printing house of A. Lavrov and Co. using the letterpress process, all drawings are included in the typesetting and reproduced in the book using zincography, including the cover illustration."
Furthermore, contrary to the information in the catalogue raisonné, this collection contains not three but four drawings by Puni: on the cover and on pages 58, 83 and 88. These "wild" drawings, characteristic of Ivan's passion for Fauvism at the time, nicely match the "wild" texts of the Futurist poets.

1913. Four drawings by Ivan Puni, reproduced in zincograph in the "Roaring Parnassus" (1914)

If drawings from the "Roaring Parnassus" were to be excluded from the list of lithographs, the drawings from another edition would have to be included on the contrary.
This is the portfolio "Heroes and Victims of the Revolution" from 1918, the sheets of which were printed from lithographic stones. The publication was made by IZO Narkompros on the first anniversary of the October Revolution. The drawings, each accompanied by a biting verse by Mayakovsky, were created by Boguslavskaya, Kozlinsky, Makletsov and Puni.
Puni created 4 of the 18 characters: Worker, Laundress, Barynya and General. They are not mentioned as lithographs in the catalogue raisonné, but only described in the drawings section and illustrated with prints from this portfolio. Ten of the original drawings are now kept in the GLM (State Museum of the History of Russian Literature named after V.I. Dal, Moscow), but Puni's drawings are not among them. Since the artists themselves did not draw on stone, here we are also dealing with reproduction lithographs.

1918. Four lithographs after drawings by Ivan Puni: Worker, Laundress, Barynya, General. From the portfolio:
Герои и Жертвы Революции. Октябрь 1917 – 1918. Рисунки: Богуславской, Козлинского, Маклецова и Пуни. Текст: Владимира Маяковского.
Издание Отдела Изобразительных Искусств Комиссариата Народного Просвещения [sic]. Художественно-Графическое Ателье и Печатня М. Пивоварского. Петроград, Моховая, 8. [1918]

On the whole it seems that Xana did not attach much importance to the distinction between lithography and zincography, so there is confusion in the catalogue raisonné in two other cases. One is a reproduction of an ink drawing entitled Foxtrot, printed in 1921 by Herwarth Walden in an invitation to the "Expressionist Ball" on 8 March 1921, immediately after Puni's solo exhibition at the Sturm gallery. Walden reproduced the same drawing once more on the cover of his magazine in 1926. Both times the same zincographic cliché was used, while the catalogue raisonné lists this reproduction as a lithograph (no. 285).
Beside this, the catalogue raisonné lists two abstract lithographs from 1922 under Nos. 286 and 287, but in fact they are, of course, linocuts - in all respects similar to the linocuts Nos. 288-290. All five sheets belong to the series published in MA Aktivista Folyóirat, see section LINOCUTS

ГЛАВНАЯ 
 
 МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ 
 МИФЫ и ФАКТЫ 
 
 ЖИВОПИСЬ 1912-1913 
 ЖИВОПИСЬ 1914-1915 
 ЖИВОПИСЬ 1916-1920 
 ЖИВОПИСЬ 1921-1923 
 ЖИВОПИСЬ 1924-1926 
 ЖИВОПИСЬ 1926-1929 
 ЖИВОПИСЬ 1928-1935 
 ЖИВОПИСЬ 1933-1942 
 ЖИВОПИСЬ 1942-1956 
 АРЛЕКИНЫ 
 
 РИСУНКИ ФИГУРАТИВНЫЕ 
 РИСУНКИ БЕСПРЕДМЕТНЫЕ 
 АКВАРЕЛЬ, ГУАШЬ 
 РЕЛЬЕФЫ 
 ЛИНОГРАВЮРЫ 
 ЛИТОГРАФИИ 
 
 ТЕКСТЫ ИВАНА ПУНИ 
 ВЫСТАВКИ
 
 КАТАЛОГ-РЕЗОНЕ 
 ПРОБЛЕМА ПОДДЕЛОК 
 РОЛЬ КСАНЫ 
 
 КОНТАКТЫ 

 

 

 

 

 

  ЛИТОГРАФИИ РУ DE EN

На художественном рынке нередко встречаются цветные литографии Пуни, эти листы никогда не датированы. Справа под изображением у них обычно стоит факсимильная подпись Пуни (штемпель мастерской), слева номер из тиража. Появились эти литографии усилиями Ксаны, отвечавшей в семье Пуни за маркетинг и сбыт художественной продукции. В период 1958-1970 она провела два десятка ретроспективных выставок мужа, для каждой из которых она подбирала одну или несколько его картин для воспроизведения на афишах. Картины воспроизводились в масштабе 1:1 литографским способом. С тех же камней печатался и тираж литографий без текста, составлявший от 100 до 300 экземпляров. В отличие от автолитографий, когда на камне рисует сам художник, все цветные литографии Пуни - репродукционные. Среди них есть несколько вещей, напечатанных еще при жизни художника; на некоторых оттисках прижизненных литографий встречается его собственноручная подпись.
В небольшой монографии, выпущенной Жиндерталем в феврале 1957 года - через два месяца после смерти Пуни, есть перечень из шести его прижизненных литографий. Все они датированы 1956 годом: одна черно-белая и две цветные литографии, изданные женевской Гильдией гравюры (Guilde de la Gravure), а также три литографии для афиши последней прижизненной выставки Пуни в галерее Марселя Коара. На одной из этих афиш указано место печати - литографская мастерская Marcel Manequin в Париже. Вопрос о том, какую именно черно-белую литографию имел в виду Жиндерталь, остается открытым; во всяком случае особые экземпляры его монографии были дополнены тремя контурными литографиями по рисункам Пуни, однако эти листы подписаны не были.

Прижизненные литографии Ивана Пуни, напечатанные в 1956 году.
Издания Guilde de la Gravure (Geneve): три литографии в 8 цветов - "Пляж", "Натюрморт с керамическими фигурками" и "На Марне".
Три афиши выставки в галерее Marcel Coard (3-24 марта 1956). Литографии из афиш печатались еще и сами по себе, без текста.

Сам Пуни никакого заметного влечения к литографии не проявлял, и это неудивительно. После переезда в Париж он все глубже погружался в разработку проблем живописи, при этом его особенно интересовали фактуры поверхности и спонтанные эффекты, возникающие от зримых рельефных мазков по старому холсту с кракелюрами и осыпями - все то, что делает живописное произведение неповторимым и чего напрочь лишена литография с ее плоской поверхностью и тиражностью.
До переезда в Париж за Пуни также не замечалось интереса к литографии, но эта техника была использована в Петрограде для репродуцирования ряда его рисунков, и в каталоге-резоне есть определенные данные на этот счет. Рассмотрим их внимательно.
Известно, что материал для каталоге-резоне готовила Ксана. Первый опыт литографий у Ивана Пуни она датировала 1913 годом. Речь идет о рисунках, воспроизведенных в сборнике "Рыкающий Парнас", издателем которого был сам Пуни (при поддержке Матюшина) и который готовился к публикации на квартире Пуни компанией футуристов (Хлебников, Маяковский, Лившиц, Бурлюки и др.). Сразу после выхода сборник был изъят цензурой.
Вопреки данным каталога-резоне, иллюстрации в сборнике "Рыкающий Парнас" печатались не литографским способом. На это обратил внимание эксперт по печатной графике и антикварной книге П.А. Дружинин: "Издание печаталось в типографии А. Лавров и Ко высокой печатью, все рисунки включены в состав наборных полос и воспроизведены в книге цинкографией, включая иллюстрацию на обложке".
Также вопреки данным каталога-резоне, в этом сборнике напечатано не три, а четыре рисунка Пуни: на обложке и на страницах 58, 83 и 88. Эти "дикие" рисунки, характерные для тогдашнего увлечения Ивана фовизмом, органично дополнили "дикие" тексты будетлян.

1913. Четыре рисунка Ивана Пуни, репродуцированные в сборнике "Рыкающий Парнас" (1914) цинкографией

Если рисунки из "Рыкающего Парнаса" следует исключить из числа литографий, то рисунки из другого издания, наоборот, необходимо включить.
Речь идет о папке "Герои и жертвы революции" 1918 года, листы которой печатались с литографских камней. Издание было подготовлено ИЗО Наркомпроса к первой годовщине Октябрьской революции. Рисунки для этой папки, каждый из которых снабжен хлестким стихом Маяковского, делали Богуславская, Козлинский, Маклецов и Пуни.
Руке Пуни принадлежат 4 из 18 персонажей: Рабочий, Прачка, Барыня и Генерал. В каталоге-резоне они в качестве литографий не упомянуты, а описаны только в разделе рисунков, причем иллюстрированы оттисками из этой папки. Оригинальные рисунки, подготовленные художниками для переноса на камень, частично сохранились: 10 из них хранятся в ГЛМ (Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва), но рисунков Пуни среди них нет. Поскольку сами художники на камне не рисовали, здесь мы имеем дело тоже с репродукционными литографиями.

1918. Четыре литографии по рисункам Ивана Пуни: Рабочий, Прачка, Барыня, Генерал. В составе издания:
Герои и Жертвы Революции. Октябрь 1917 – 1918. Рисунки: Богуславской, Козлинского, Маклецова и Пуни. Текст: Владимира Маяковского.
Издание Отдела Изобразительных Искусств Комиссариата Народного Просвещения [sic]. Художественно-Графическое Ателье и Печатня М. Пивоварского. Петроград, Моховая, 8. [1918]

В целом похоже, что Ксана не придавала большого значения различиям между литографией и цинкографией, поэтому в каталоге-резоне имеет место путаница еще в двух случаях. Один из них - репродукция рисунка тушью под названием "Фокстрот", напечатанная в 1921 году Хервартом Вальденом в приглашении на "Бал экспрессионистов" 8 марта 1921 года, сразу после нашумевшей персональной выставки Пуни в галерее "Штурм". Этот же рисунок Вальден еще раз воспроизвел на обложке своего журнала в 1926 году. Оба раза использовалось одно и то же цинкографическое клише, тогда как в каталоге-резоне эта репродукция проходит как литография (№ 285).
Еще в каталоге-резоне под №№ 286 и 287 значатся две абстрактные литографии 1922 года, но на самом деле это, конечно, линогравюры – по всем параметрам такие же, как линогравюры №№ 288-290. Все пять листов входят в серию, опубликованную в журнале MA Aktivista Folyóirat, см. раздел ЛИНОГРАВЮРЫ