HOME 
 
 BIOGRAPHY 
 MYTHS & FACTS 
 
 PAINTINGS 1912-1913 
 PAINTINGS 1914-1915 
 PAINTINGS 1916-1920 
 PAINTINGS 1921-1923 
 PAINTINGS 1924-1926 
 PAINTINGS 1926-1929 
 PAINTINGS 1928-1935 
 PAINTINGS 1933-1942 
 PAINTINGS 1942-1956 
 HARLEQUINS 
 
 FIGURATIVE DRAWINGS 
 ABSTRACT DRAWINGS 
 WATERCOLOR, GOUACHE 
 RELIEFS 
 LINOCUTS 
 LITHOGRAPHS 
 
 TEXTS by IVAN PUNI 
 EXHIBITIONS
 
 CATALOGUE RAISONNÉ 
 FORGERIES 
 ROLE OF XANA 
 
 CONTACTS 

 

 

 

 

 

  IVAN PUNI'S TEXTS ON ART РУ DE EN

The texts written by Ivan Puni on art testify to his unusually serious and thoughtful attitude to his profession. The corpus of his texts consists of articles, letters and reports and covers the period from 1914 to 1925. After 1925, Puni's attitude to art can only be judged from his paintings; his verbal reflection is absent or has not survived.
The first surviving document - Puni's letter to Malevich (РГАЛИ 3145-2-820) from Brussels, dated 12 July 1914. The letter is written at the moment when Malevich and Puni, dissatisfied with the atmosphere in the Union of Youth, decide to organise an exhibition of like-minded people, later called "The 1st Futurist Exhibition of Paintings "Tramway V"". Leaving for Paris in early 1914, the Puni couple planned to participate in the Salon des Indépendants, where they took three paintings by Malevich in addition to their own, as well as a number of works by Matyushin, Kulbin and V. Burliuk.

The second of Puni's surviving letters to Malevich (РГАЛИ 3145-2-821) was written during the preparation of the exhibition following "Tramway V", "The Last Futurist Exhibition of Paintings "0.10"" and is dated July 1915. At the end of this letter, Puni writes of his intention to publish a small book with his article. The publication did not take place; it is quite possible that the letter was referring to the article "Освобождение живописи" (Liberation of painting), which appeared in April 1919 in the Vitebsk collection "Revolutionary Art" (Van Abbemuseum, LS Collection). The article is subtitled "written in 1914; was not published".

For the "0.10" exhibition, Ivan and Xana printed an epathetical flyer with a set of logical/alogical slogans about new art. In the course of the exhibition, on 12 January 1916 in the hall of the Tenishevsky School, a "Public Scientific-Popular Lecture of the Suprematists" by Malevich and Puni was organised. As the approval of the town governor was necessary, the theses of this lecture have been preserved (ЦГИА 569-13-1545, л. 131-133).

The next portion of Puni's texts with his discourses on art is published in 1919. At this time he works as a professor at the Petrograd State Free Art Workshops (ПГСХУМ), organised on the site of the Imperial Academy of Arts, and is formally an employee of the Fine Arts Department of the People's Commissariat of Education. From January to April 1919 the Puni couple, following the invitation of Marc Chagall, worked in Vitebsk. Some of the of Puni's students also left hungry Petrograd for Vitebsk. Xana, a student and the workshop monitor, in Vitebsk becomes the head of the applied arts workshop. Both Ivan and Xana are members of the Collegium for Arts and Art Industry of Vitebsk Province (M. Chagall - chairman of the Collegium, K. Boguslavskaya - head of the Art Industry Section, I. Puni - head of the Art Agitation and Propaganda Section). Ivan's function also includes compiling the collection "Революционное искусство" (Revolutionary Art), published in April 1919. The collection contains five articles by Puni himself. He also organises public disputations about art, one of which - debate on futurism leads to a lively opinions exchange on the pages of Vitebsk newspapers.

At the same time, the Petrograd newspaper "Искусство коммуны" (Art of the Commune), the organ of the Fine Arts Department of the People's Commissariat of Education, published two important articles by Puni: "Творчество жизни" (Creativity of life; 5 January 1919) and "Современные группировки в русском левом искусстве" (Contemporary groupings in Russian leftist art; 13 April 1919).

The three years that the Puni couple lived in Berlin (1921-1923) were filled not only with creative, but also with vigorous social activity. They were elected to the leadership of the Russian House of Arts (Ivan to the Council, Xana to the Control Commission) and were at the forefront of discussions about the ways of art. One of the "House of Arts" meetings (3 November 1922) was held to hear Puni's report on "Contemporary Russian Painting and the Russian Exhibition in Berlin"; the text of this report formed the basis of his important brochure "Современная живопись" (Contemporary Painting) published a few months later.
A year before this report, in November 1921, Puni published an article "Искусство жизни" (The Art of Life) in the first issue of the Russian-language magazine "Сполохи" (Spolokhi).
In Berlin, Puni socialised extensively with European avant-gardists. In October 1921, the magazine De Stijl published a proclamation (signed by Raoul Hausmann, Hans Arp, Iwan Puni and László Moholy-Nagy) "Aufruf zur elementaren Kunst".
On 20 January 1922, Puni wrote about the problems he had in Berlin to his friends Vladimir and Sarra Lebedev in Petrograd. This letter is published in the article: П. Дружинин. «Художников здесь нет, искусства нет…». Иван Пуни и Ксения Богуславская в Берлине // Искусствознание, 2023, №4, с. 230-243.
In May 1922, Puni took part in the the First Congress of the Union of International Progressive Artists in Düsseldorf. At the congress there was a confrontation between artists, seeking unification (van Doesburg/Mondrian, Lissitzky/Ehrenburg, Richter/Eggeling) and individualist artists (the "Synthesis Group" - Puni/Zalit/Dzirkal). The declarations of the each group were published in the magazine de Stijl (1922, No. 4 Kongres-nummer). The dramatic opinions difference with Lissitzky and Ehrenburg at the Congress was mentioned by Puni in his letter to Punin in summer 1922. At the same time (25 June 1925) the Berlin newspaper "Голос России" (Voice of Russia) published his article "Немецкий экспрессионизм в живописи и русское искусство" (German Expressionism in Painting and Russian Art), in which Pouni once again attacked collectivism in art, branding it "Arakcheyevshchina".
Two months before the congress, the magazine "Новая русская книга" (New Russian Book) (No. 2, March 1922) published Puni's review of Ehrenburg's book "А все-таки она вертится" (And Still It Turns).
In July 1923, Das Kunstblatt (ed. Paul Westheim) published a large important article by Puni in German translation "Zur Kunst von heute". In the same year 1923, Paul Westheim began compiling and in 1925 published a collection of texts entitled "Künstlerbekenntnisse" (Confessions of Artists). These confessions Westheim collected from 63 artists he valued, including eight Russians (Marc Chagall, Robert Genin, Moishe Kogan, Karl Zalit, Ivan Puni, Kazimir Malevich, Nathan Altman, El Lissitzky). Puni gave a short text outlining his credo at the time.

Puni's short review article RUSSIE. L'ART appeared in issue 22 of L'Esprit Nouveau in 1924, when Puni had finally moved to Paris. Puni was friends with Amédée Ozenfant, who edited this journal. The article summarises earlier ideas; the picture it paints was reflected on by Puni five years ago and does not take into account the changes that have taken place in Russia over the years.

Two substantial letters sent by Puni from Paris to his old friends have survived: one to Punin in March 1924, the other to Shklovsky in April 1925. After that, Puni did not write texts about art, and expressed himself only in the language of painting and drawing.

  TALES OF IVAN PUNI

Ivan Puni "had a rare talent for inventing wildly fantastic, amusing tales" - said Korney Chukovsky, recalling an episode from his dialogue with Gorky in 1917:
«In general, Alexei Maximovich valued humour as a measure of influence on children's souls highly and was very pleased when I brought from Kuokkala Ivan Puni's tale "Иеремия Лентяй" (Jeremiah the Lazy Man). Puni was a futurist painter, a friend of Mayakovsky, a shy and silent young man, who had a rare talent for inventing wildly fantastic, amusing tales. <...> Gorky began to laugh animatedly and called a group of artists from another room to come and listen. He wanted to see the author, but Puni was so embarrassed that he did not dare to come to him at the appointed time and even began to claim that the fairy tale was not written by him, but by his wife, Boguslavskaya. In the subtitle I had to print: "A fairy tale by X. Boguslavskaya. Drawings by Iv. Puni."» (Чуковский К.И. Собр. соч. в 15 томах, т. 5, Современники: Портреты и этюды, М.: Терра-Книжный клуб, 2001.)

The tale "Иеремия Лентяй" (Jeremiah the Lazy Man) was published in the collection "Christmas Tree" (Ёлка. Книжка для маленьких детей. Сост. А. Бенуа и К. Чуковский. [Пг.], Гос. Тип., [Парус, 1918], худ.: В. Лебедев, Ал-др Бенуа, Ю. Анненков, В. Замирайло, В. Ходасевич, Б. Попов, А. Радаков, С. Чехонин, И. Репин, М. Добужинский, Ив. Пуни, Г.В.).
Chukovsky began preparing this collection as early as 1917, at which time he published three more of Puni's tales in the Illustrated Supplement for Children to the magazine Niva. These were "Сосулька" (Icicle) in No. 4, April 1917, "Самоварная шипелка" (Samovar Fizzle) in No. 7 and "Портной Пепка - шьет крепко" (Tailor Pepka) in No. 11. All of them were illustrated with drawings by Xenia Boguslavskaya, and she was credited with the authorship of "Icicle" - as in the case of "Jeremiah the Lazy Man".
In 1919 Puni was going to publish seven of his tales in a separate book and even agreed with Alexander Benois on the illustration for the cover, but the publication failed. Only Puni's letter to Benois has survived (undated [April 1919], ОР ГРМ 137-1-1437) with a list and synopses of these seven tales: Jeremiah the Lazy Man, Emelia the Hollow Man, Icicle, Cockroach, Fly and Sliver, Samovar Fizzle, Flying Dutchman and Tailor-Pepka.
Puni managed to publish a collection of his fairy tales called "Сказки-минутки" (Minute Fairy Tales) only in 1922 in Berlin (Пуни, Иван. Сказки-минутки. Берлин, Русское творчество, 1922. 95 с. Рисунки И. Пуни и К. Богуславской). The collection includes 14 fairy tales. One of them - "История про Таракана Иваныча" (The Story About Cockroach Ivanovich) may well have inspired Chukovsky to write the famous "Тараканище" (The Cockroach).

ГЛАВНАЯ 
 
 МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ 
 МИФЫ и ФАКТЫ 
 
 ЖИВОПИСЬ 1912-1913 
 ЖИВОПИСЬ 1914-1915 
 ЖИВОПИСЬ 1916-1920 
 ЖИВОПИСЬ 1921-1923 
 ЖИВОПИСЬ 1924-1926 
 ЖИВОПИСЬ 1926-1929 
 ЖИВОПИСЬ 1928-1935 
 ЖИВОПИСЬ 1933-1942 
 ЖИВОПИСЬ 1942-1956 
 АРЛЕКИНЫ 
 
 РИСУНКИ ФИГУРАТИВНЫЕ 
 РИСУНКИ БЕСПРЕДМЕТНЫЕ 
 АКВАРЕЛЬ, ГУАШЬ 
 РЕЛЬЕФЫ 
 ЛИНОГРАВЮРЫ 
 ЛИТОГРАФИИ 
 
 ТЕКСТЫ ИВАНА ПУНИ 
 ВЫСТАВКИ
 
 КАТАЛОГ-РЕЗОНЕ 
 ПРОБЛЕМА ПОДДЕЛОК 
 РОЛЬ КСАНЫ 
 
 КОНТАКТЫ 

 

 

 

 

 

  ТЕКСТЫ ИВАНА ПУНИ ОБ ИСКУССТВЕ РУ DE EN

Тексты, написанные Иваном Пуни об искусстве, свидетельствуют о его необычайно серьезном и вдумчивом отношении к своей профессии. Корпус его текстов состоит из статей, писем и докладов и охватывает период с 1914 по 1925 годы. После 1925 года об отношении Пуни к искусству можно судить только по его картинам, словесная рефлексия отсутствует либо не сохранилась.
Первый из сохранившихся документов - письмо Пуни Малевичу (РГАЛИ 3145-2-820) из Брюсселя, датированное 12 июля 1914 года. Письмо написано в тот момент, когда Малевич и Пуни, недовольные атмосферой в Союзе молодежи, решают сами организовать выставку единомышленников, впоследствии названную "1-я Футуристическая выставка картин "Трамвай В"". Уезжая в начале 1914 в Париж, чета Пуни планировала участвовать в Салоне Независимых, куда они отвезли кроме своих картин еще три картины Малевича, а также ряд произведений Матюшина, Кульбина и В. Бурлюка.

Второе из сохранившихся писем Пуни Малевичу (РГАЛИ 3145-2-821) написано во время подготовки следующей за "Трамваем В" выставки - "Последней футуристической выставки картин "0,10"" и датируется июлем 1915 года. В конце этого письма Пуни пишет о намерении издать небольшую книгу со своей статьей. Издание не состоялось; вполне возможно, что в письме речь шла о статье "Освобождение живописи", которая увидела свет в апреле 1919 года в витебском сборнике "Революционное искусство" (Van Abbemuseum, LS Collection). Статья снабжена подзаголовком "написано в 1914 г.; в печати не было".

Для выставки "0,10" Иван и Ксана отпечатали эпатажную листовку с набором логических/алогических лозунгов по поводу нового искусства. Во время работы выставки 12 января 1916 года в зале Тенишевского училища Малевич и Пуни выступили с "Публичной научно-популярной лекцией супрематистов" . Поскольку было необходимо согласование градоначальника, сохранились тезисы этой лекции (ЦГИА 569-13-1545, л. 131-133).

Следующие тексты Пуни с его рассуждениями об искусстве публикуются в 1919 году. В это время он работает профессором ПГСХУМ - Петроградских государственных свободных художественных мастерских (реорганизованной бывшей Императорской академии художеств), и формально является сотрудником отдела ИЗО Наркомпроса. С января по апрель 1919 года чета Пуни, следуя приглашению Марка Шагала, работает в Витебске. Туда же из голодного Петрограда уезжает и часть студентов мастерской Пуни. Ксана, студентка и староста этой мастерской, в Витебске становится руководителем мастерской прикладного искусства. И Иван, и Ксана входят в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности Витебской губернии (М. Шагал – председатель коллегии, К. Богуславская – зав. секцией художественной промышленности, И. Пуни - зав. секцией художественной агитации и пропаганды). По долгу службы Иван отвечает за составление сборника "Революционное искусство", изданного в апреле 1919 года. В сборник вошли пять статей самого Пуни. Еще он организует публичные диспуты об искусстве, один из которых - диспут о футуризме выливается в оживленный обмен мнениями на страницах витебских газет.

Параллельно в петроградской газете "Искусство коммуны", органе отдела ИЗО Наркомпроса, выходят две программные статьи Пуни: "Творчество жизни" (5 января 1919) и "Современные группировки в русском левом искусстве" (13 апреля 1919).

Три года, проведенные четой Пуни в Берлине (1921-1923) были заполнены не только творческой, но и бурной общественной деятельностью. Они были избраны в руководство русского "Дома искусств" (Иван - в Совет, Ксана - в контрольную комиссию) и находились на переднем крае дискуссий о судьбах искусства. Одно из собраний "Дома искусств" (3 ноября 1922) состоялось для слушания доклада Пуни на тему "Современная русская живопись и русская выставка в Берлине"; текст этого доклада лег в основу программной брошюры "Современная живопись", изданной через несколько месяцев.
За год до этого доклада в ноябре 1921 года Пуни опубликовал в первом номере русскоязычного журнала "Сполохи" статью "Искусство жизни".
В Берлине Пуни много общался с европейскими авангардистами. В октябре 1921 года в журнале De Stijl было опубликовано воззвание (вместе с Пуни его подписали Рауль Хаусман, Ханс Арп и Ласло Мохой-Надь) "Aufruf zur elementaren Kunst" (Воззвание к элементарному искусству).
О проблемах, навалившихся на него в Берлине, Пуни писал 20 января 1922 года своим друзьям - Владимиру и Сарре Лебедевым в Петроград. Это письмо опубликовано в статье: П. Дружинин. «Художников здесь нет, искусства нет…». Иван Пуни и Ксения Богуславская в Берлине // Искусствознание, 2023, №4, с. 230-243.
В мае 1922 года Пуни принял участие в Первом конгрессе интернационала художников-авангардистов в Дюссельдорфе. На конгрессе имело место противостояние между художниками, стремящимися к объединению (ван Дусбург/Мондриан, Лисицкий/Эренбург, Рихтер/Эггелинг), и художниками-индивидуалистами ("группа Синтез" - Пуни/Залит/Дзиркал). Декларации каждой из групп были опубликованы в журнале De Stijl (1922, №4 Kongres-nummer). О драматическом расхождении во взглядах с Лисицким и Эренбургом на Конгрессе Пуни упоминал в своем письме Пунину летом 1922 года. Тогда же (25 июня 1922) в берлинской газете "Голос России" была опубликована его статья "Немецкий экспрессионизм в живописи и русское искусство", в которой Пуни еще раз прошелся по коллективизму в искусстве, заклеймив его "аракчеевщиной".
За два месяца до Конгресса в журнале "Новая русская книга" (№2, март 1922) была опубликована рецензия Пуни на книгу Эренбурга "А все-таки она вертится".
В июле 1923 года в журнале Das Kunstblatt (изд. Пауль Вестхайм) вышла большая программная статья Пуни в немецком переводе "Zur Kunst von heute" (О сегодняшнем искусстве). В том же 1923 году Пауль Вестхайм начал составлять и в 1925 году выпустил сборник текстов, озаглавленный "Künstlerbekenntnisse" (Признания художников). Эти признания Вестхайм собрал у 63 ценимых им художников, в том числе 8 русских (Марк Шагал, Роберт Генин, Моисей Коган, Карл Залит, Иван Пуни, Казимир Малевич, Натан Альтман, Эль Лисицкий). Пуни дал небольшой текст с изложением своего тогдашнего кредо.

Небольшая обзорная статья Пуни RUSSIE. L'ART (Россия. Искусство) вышла в 22 номере "L'Esprit nouveau" в 1924 году, когда Пуни уже окончательно перебрался в Париж. Пуни дружил с Амеде Озанфаном, редактировавшим этот журнал. В статье подытожены ранее излагавшиеся идеи; нарисованная в ней картина была отрефлексирована Пуни пять лет назад и не учитывает изменения, произошедшие в России за эти годы.

Сохранились два содержательных письма, отправленные Пуни из Парижа своим старым друзьям: одно - Пунину в марте 1924, другое - Шкловскому в апреле 1925 года. После этого Пуни текстов об искусстве не писал, а самовыражался только языком живописи и рисунка.

  СКАЗКИ ИВАНА ПУНИ

Иван Пуни "обладал редкостным талантом выдумывать необузданно фантастические, забавные сказки" - говорил Корней Чуковский, вспоминая эпизод из своего общения с Горьким в 1917 году:
«Вообще юмор в качестве меры воздействия на детскую душу Алексей Максимович ценил высоко и очень обрадовался, когда я привез из Куоккалы сказку Ивана Пуни «Иеремия Лентяй». Пуни был художник-футурист, друг Маяковского, застенчивый и молчаливый молодой человек, обладавший редкостным талантом выдумывать необузданно фантастические, забавные сказки. <…> Горький стал оживленно смеяться и позвал из другой комнаты группу художников, чтобы они пришли послушали. Он хотел повидаться с автором, но Пуни до того законфузился, что не решился прийти к нему в назначенный срок и даже стал утверждать, будто сказка написана не им, а его женой, Богуславской. В подзаголовке пришлось напечатать: «Сказка Кс. Богуславской. Рисунки Ив. Пуни».» (Чуковский К.И. Собр. соч. в 15 томах, т. 5, Современники: Портреты и этюды, М.: Терра - Книжный клуб, 2001).

Сказка Иеремия Лентяй вышла в сборнике "Ёлка" (Ёлка. Книжка для маленьких детей. Сост. А. Бенуа и К. Чуковский. [Пг.], Гос. тип., [Парус, 1918], худ.: В. Лебедев, Ал-др Бенуа, Ю. Анненков, В. Замирайло, В. Ходасевич, Б. Попов, А. Радаков, С. Чехонин, И. Репин, М. Добужинский, Ив. Пуни, Г.В.).
Этот сборник Чуковский начинал готовить еще в 1917 году, тогда же он опубликовал еще три сказки Пуни в Иллюстрированном приложении для детей к журналу "Нива". Это были "Сосулька" в №4 за апрель 1917, "Самоварная шипелка" в №7 и "Портной Пепка - шьет крепко" в №11. Все они были иллюстрированы рисунками Ксении Богуславской, и ей же было приписано авторство "Сосульки" - как и в случае «Иеремии Лентяя».
В 1919 году Пуни собирался опубликовать семь своих сказок отдельной книжкой и даже договорился с Александром Бенуа об иллюстрации для обложки, но издание сорвалось. Сохранилось только письмо Пуни к Бенуа (без даты [апрель 1919], ОР ГРМ 137-1-1437) со списком и краткими конспектами этих семи сказок: Иеремия лентяй, Емеля-пустомеля, Сосулька, Таракан, Муха и щепка, Самоварная шипелка, Летучий голландец и Портной Пепка.
Издать сборник своих сказок под названием Сказки-минутки Пуни удалось только в 1922 году в Берлине (Пуни, Иван. Сказки-минутки. Берлин, Русское творчество, 1922. 95 с. Рисунки И. Пуни и К. Богуславской). В сборник вошло 14 сказок. Одна из них - "История про Таракана Иваныча" вполне могла вдохновить Чуковского на написание знаменитого "Тараканища".