HOME 
 
 BIOGRAPHY 
 MYTHS & FACTS 
 
 PAINTINGS 1912-1913 
 PAINTINGS 1914-1915 
 PAINTINGS 1916-1920 
 PAINTINGS 1921-1923 
 PAINTINGS 1924-1926 
 PAINTINGS 1926-1929 
 PAINTINGS 1928-1935 
 PAINTINGS 1933-1942 
 PAINTINGS 1942-1956 
 HARLEQUINS 
 
 FIGURATIVE DRAWINGS 
 ABSTRACT DRAWINGS 
 WATERCOLOR, GOUACHE 
 RELIEFS 
 LINOCUTS 
 LITHOGRAPHS 
 
 TEXTS by IVAN PUNI 
 EXHIBITIONS
 
 CATALOGUE RAISONNÉ 
 FORGERIES 
 ROLE OF XANA 
 
 CONTACTS 

 

 

 

 

 

  RELIEFS РУ DE EN

Puni's period of fascination with reliefs, as well as with objectlessness in general, was relatively short - from 1913 to 1916 - and came to a full conclusion in 1919 with the creation of "a plate , fixed on a board" - "a suprematist construction, brought to complete simplification and laconism", in his own words. This fascination was linked to Puni's desire to make the newest, most radical art. From Paris, where he lived and studied in 1910-1912, Puni came enriched with knowledge of the latest trends in art, including fauvism and cubism. In the first half of 1914 he was again in France, participating in the 30th Salon des Indépendants and deepening his artistic education. It is very likely that there he noticed three-dimensional assemblages, which Picasso was doing at that time.

Tatlin travelled to Paris in March 1914 as well. He visited Picasso's studio and became an ardent adherent of three-dimensional objectless compositions, or "material selections", reliefs and counterreliefs, as he called them. Before this Tatlin, like Malevich and Puni, had participated in the activities of the Union of Youth. On his return to Russia (autumn 1914), Puni was already (together with Malevich) in the process of organising the "First Futurist Exhibition 'Tramway V'", at which they sought to present to the public the most radical novelties of visual art. The most radical new directions were epitomised primarily by Malevich and Tatlin, and Puni had to show a great deal of diplomacy to keep these two extremely egocentric masters under one roof. This became particularly difficult during the next exhibition, "The Last Futurist Exhibition of Paintings '0.10'".

Puni always strove for synthetic art, and the pieces he gave for the exhibition "Tramway V" combined features of Tatlin's material selections and Malevich's alogical paintings. Among the 11 pieces by Puni listed in the exhibition catalogue, two are now kept in the Russian Museum: "Harmonica" (No. 49, painting with elements of sculpture) and the "Portrait of the Artist's Wife" (No. 51, purely cubist painting). Two more of his works from the exhibition "Tramway V" are well known, both reliefs made of different material: "Card Players" (No. 54) and "Dead Nature" with hammer (No. 57). The work "Card Players" became the object of journalistic jokes (typical in case of Futurists) and its photo was published several times in St. Petersburg newspapers during the exhibition. "Dead Nature" with hammer, constructed from three overlapping sheets of cardboard with a hammer mounted in the foreground, combined the idea of material selection with the use of a ready-made. It is not known whether Puni was already familiar with Duchamp and his experiments then; if not, they were going parallel courses. This relief with hammer was reconstructed by Puni in Berlin in 1921; it is hanging on the wall in photographs of his Berlin workshop.

Shortly after "Tramway V" there was an "Exhibition of Paintings of Left Currents" at the Dobychina's Art Bureau (12 April - 9 May 1915), to which Puni gave one piece that attracted journalistic attention:
"In the first room my attention was attracted by Puni's painting "Dead Nature". The painting is not large in size. On it is painted ... It's hard to see what's painted on it. But what is glued to Puni's painting is clear and understandable. In the right corner of "Dead Nature" five real cigarettes, bought in the most ordinary tobacco shop, are glued. A box of matches is glued on top. [etc.]" (Д’Ор О.Л. На выставке футуристов // День. 15 апреля.1915 С. 4)

There at Dobychina's on 19 December 1915 the "Last Futurist Exhibition of Paintings '0.10'" opened, also organised by Puni. According to the catalogue, he presented 23 works. Of these, 11 had titles and were apparently oil/canvas paintings, while 12 were summarised as "Pictorial Sculpture" and "Painting". Among them were pieces that allowed Puni to claim five years later (in the catalogue of the exhibition at Der Sturm) that at the exhibition "0.10" "suprematist paintings (K. Malevich) and suprematist sculptures (I. Puni, O. Rozanova) appeared for the first time". However, at the exhibition "0.10" these suprematist sculptures were not understood or appreciated by many people. Journalists routinely made fun of them, and even Matyushin wrote about one of Puni's works in his review of the exhibition "His ball in the green box, the best of his stuff, but clearly cubistic". The work in question is "White Ball", which Xana presented to the National Museum of Modern Art in Paris in 1966. It is unclear what Matyushin saw in it as cubistic: on the basis of an ordinary drawer, an objectless composition of simple geometric figures and three local colours is built. Next to the black trapezium is a green trapezium, a slice of a white ball on it. Everything is very simple. And at the same time complex: the work combines Tatlin's ideas (material selection, construction, texture), Duchamp (ready-made - a box), and Malevich (geometric objectlessness, monochrome colour planes). "It was a truly innovative work <...> the collision of highly abstract forms and prosaic everyday objects, as if to marry the Russian non-objectivity and ready-mades of Marcel Duchamp <...> But Ivan Puni, having created several minimalist masterpieces of this kind - "White ball" certainly belongs thereto - left this path without development" (Шатских А.С. Казимир Малевич и общество Супремус. М.: Три квадрата, 2009., с. 124).

1914. Card Players. At the exhibition "Tramway V" cat. 54. Lost. Photo from newspapers, March 1915 1914. Boots and Chair. Mixed technique. At the exhibition "Tramway V" cat. 59. Lost. Photo 1915 1914. Still Life. Etude. Mixed technique. At the exhibition "Tramway V" cat. 53. Lost. Photo from the magazine "Ogonyok", March 1915 1914. Harmonica. Mixed technique. 62 х 68 cm. At the exhibition "Tramway V" cat. 49. State Russian Museum, inv. ЖБ-1521 1914. Still Life [with Hammer]. At the exhibition "Tramway V" cat. 57. Lost. The photo shows No. 100 of the catalogue raisonné, reconstruction of Pougny's workshop, 1959-1966 1915. White Ball. Mixed technique. 34 × 51 × 12 cm. Shown at the exhibition "0,10". Musée National d'Art Moderne, Paris
1915. Suprematist Sculpture. Lost. On the photo - No. 102 of the catalogue raisonné, reconstruction of Pougny's workshop (1959-1966) according to the author's draft (1915-1921) 1915. Suprematist Sculpture. Lost. On the photo - No. 103 of the catalogue raisonné, reconstruction of Pougny's workshop (1959-1966) according to the author's draft (1915-1921). Musée National d'Art Moderne, Paris 1915. Suprematist Sculpture. Lost. On the photo - No. 104 of the catalogue raisonné, reconstruction of Pougny's workshop (1959-1966) according to the author's draft (1915-1921) 1915. Suprematist Sculpture. Lost. On the photo - No. 108 of the catalogue raisonné, reconstruction of Pougny's workshop (1959-1966) according to the author's draft (1915-1921) 1915. Suprematist Sculpture. Lost. On the photo - No. 109 of the catalogue raisonné, reconstruction of Pougny's workshop (1959-1966) according to the author's draft (1915-1921) 1919. Still Life [A plate fixed on a board]. Exhibited at the First state free exhibition (1919). Lost. On the photo - No. 114 of the catalogue raisonné, reconstruction of Pougny's workshop (1959-1966). Stuttgart State Gallery

Puni exhibited for the last time in Russia at the First State Free Exhibition (1919), held in the (former) Winter Palace. The catalogue lists 18 of his works, of which seven were Still Lifes and four Untitled. One of these still lifes was a plate mounted on a board. It was mentioned in the article "Праздник искусства" by an anonymous F. in the newspaper "Северная коммуна" (14 April 1919, P. 2): "The public stops in bewilderment in front of Puni's "works". Indeed, it is impossible to understand in what relation to art there is even a plate on a wooden board. Not a painting, not an image of a plate, but the most ordinary porcelain plate attached to a wooden board. Or his other "primitives" of the same kind. The plate is symbolic; it is a deduction ad absurdum of all those artistic endeavours that have gone entirely into form and completely abandoned content. In any case, these works belong in a laboratory or studio, but by no means in an art exhibition, where works of art are grouped together, creative rather than technical achievements."

Puni recalled the work with the plate in the catalogue of his exhibition at Der Sturm: "It provoked undeserved shouts: after all, this work was the last, final link of the naturalistic period, both in its physical composition (really the closest possible approximation to visuality and relativity) and in its suprematist construction, brought to complete simplification and laconism."
Note the kinship of this work, which concludes an important period for Puni, with the "White ball" created at its beginning.

Puni's catalogue raisonné lists a total of 16 reliefs, including the "White Ball" and two lost reliefs ("Card players" and "Green board", which were reported in newspaper articles in the course of the "0.10" exhibition). The remaining 13 reliefs are late reconstructions, most of which were mounted apparently under Xana's direction in 1959-1966 from drafts, which she and Ivan prepared in 1921 for an exhibition at Der Sturm gallery. This is stated in the catalogue raisonné (in obtuse form) as follows: "Between 1914 and 1917 he made about thirty pictorial reliefs, of which we know only a fraction today. The catastrophic winters of 1918 and 1919 forced the artist to sacrifice the reliefs to heat his studio. Therefore, most of the works listed below were restored by Puni thanks to models and drafts after his flight from Russia in 1920."
In fact, only one of the reliefs was reconstructed by Ivan himself in Berlin in 1921, namely Still Life with Hammer, which is confirmed by photographs of his workshop at that time. The existence of the other reliefs was never mentioned until 1959, when Xana began to actively restore and exhibit Puni's legacy in its entirety. As for the work "White ball" (1915, No. 105 of the catalogue raisonné, Musée National d'Art Moderne, gift of Xenia Boguslavskaya (1966)), we proceed from the fact that this is indeed the same 1915 work that Xana managed to track down in Leningrad and bring to France. In order to make sure that it is not a replica, made under her supervision (like almost all the other reliefs in the catalogue raisonné), it would be necessary to carry out a technological expertise.

ГЛАВНАЯ 
 
 МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ 
 МИФЫ и ФАКТЫ 
 
 ЖИВОПИСЬ 1912-1913 
 ЖИВОПИСЬ 1914-1915 
 ЖИВОПИСЬ 1916-1920 
 ЖИВОПИСЬ 1921-1923 
 ЖИВОПИСЬ 1924-1926 
 ЖИВОПИСЬ 1926-1929 
 ЖИВОПИСЬ 1928-1935 
 ЖИВОПИСЬ 1933-1942 
 ЖИВОПИСЬ 1942-1956 
 АРЛЕКИНЫ 
 
 РИСУНКИ ФИГУРАТИВНЫЕ 
 РИСУНКИ БЕСПРЕДМЕТНЫЕ 
 АКВАРЕЛЬ, ГУАШЬ 
 РЕЛЬЕФЫ 
 ЛИНОГРАВЮРЫ 
 ЛИТОГРАФИИ 
 
 ТЕКСТЫ ИВАНА ПУНИ 
 ВЫСТАВКИ
 
 КАТАЛОГ-РЕЗОНЕ 
 ПРОБЛЕМА ПОДДЕЛОК 
 РОЛЬ КСАНЫ 
 
 КОНТАКТЫ 

 

 

 

 

 

  РЕЛЬЕФЫ РУ DE EN

Период увлечения рельефами, как и беспредметничеством в целом, был у Пуни относительно коротким - с 1913 по 1916 год - и полностью завершился в 1919 году с созданием "тарелки, закрепленной на доске" - "супрематической конструкции, доведенной до полного упрощения и лаконизма", по его собственному выражению. Это увлечение было связано со стремлением Пуни делать самое новое, самое радикальное искусство. Из Парижа, где он жил и учился в 1910-1912 годах, Пуни приехал обогащенный знанием новейших течений в искусстве, в том числе фовизма и кубизма. В первой половине 1914 года он вместе с Ксаной снова был во Франции, участвовал в 30-м Салоне Независимых и углублял свое художественное образование. Весьма вероятно, что там он обратил внимание на трехмерные ассамбляжи, которыми как раз в это время занимался Пикассо.

В марте 1914 года в Париж ездил и Татлин. Он побывал в мастерской Пикассо и стал горячим адептом трехмерных беспредметных композиций, или "материальных подборов", рельефов и контррельефов, как он их называл. Перед этим Татлин, так же как и Пуни, и Малевич, участвовал в деятельности "Союза молодежи". По возвращении в Россию (осень 1914) Пуни уже находился (совместно с Малевичем) в процессе организации "Первой футуристической выставки картин "Трамвай В"", на которой они стремились представить публике самые радикальные по новизне направления изобразительного искусства. Самые радикальные направления олицетворялись прежде всего Малевичем и Татлиным, и Пуни пришлось проявить немало дипломатии, чтобы удержать под одной крышей этих двух чрезвычайно эгоцентричных мастеров. Особенно трудным это стало во время следующей выставки - "Последней футуристической выставки картин "0,10"".

Пуни всегда стремился к синтетическому искусству, и вещи, которые он дал на выставку "Трамвай В", сочетали идеи материальных подборов Татлина и алогических картин Малевича. Среди 11 перечисленных в выставочном каталоге экспонатов Пуни два сегодня хранятся в ГРМ: "Гармоника" (№ 49, живопись с элементами скульптуры) и "Портрет жены художника" (№ 51, чисто кубистическая живопись). Хорошо известны еще два его произведения с выставки "Трамвай В", оба рельефы из различного материала: "Игроки в карты" (№ 54) и "Мертвая натура" c молотком (№ 57). Работа "Игроки в карты" стала объектом журналистских шуток (типичных по отношению к футуристам), и ее фото несколько раз публиковалось в петербургских газетах по ходу выставки. "Мертвая натура" c молотком, сооруженная из трех прихотливо наложенных друг на друга листов картона и закрепленного поверх молотка, сочетала идею материального подбора с использованием реди-мейда. Неизвестно, был ли Пуни уже тогда знаком с Дюшаном и его опытами; если нет, то они двигались параллельным курсом. Этот рельеф с молотком был реконструирован Пуни в Берлине в 1921 году, он зафиксирован на фотографиях его берлинской мастерской.

Вскоре после "Трамвая В" прошла "Выставка картин левых течений" в Художественном бюро Добычиной (12 апреля – 9 мая 1915), на которую Пуни дал одну вещь, привлекшую журналистское внимание:
«В первой комнате мое внимание привлекла к себе картина Пуни «Мертвая натура». Картина по размерам не велика. Нарисовано на ней... Впрочем, что нарисовано, трудно понять. Зато, что приклеено к картине Пуни, всем ясно и понятно. В правом углу «Мертвой натуры» приклеены пять настоящих, купленных в самой обыкновенной табачной лавочке папирос. Сверху приклеена коробка спичек. [и т.д.]» (Д’Ор О.Л. На выставке футуристов // День. 15 апреля 1915, с. 4)

Там же на Марсовом поле у Добычиной 19 декабря 1915 открылась "Последняя футуристическая выставка картин "0,10"", организатором которой также был Пуни. Согласно каталогу, он представил 23 произведения. Из них 11 имели названия и видимо были картинами, написанными маслом на холсте, а 12 обобщенно проходили как "Живописная скульптура" и "Живопись". Среди них были вещи, позволившие Пуни через пять лет (в каталоге выставки в галерее "Штурм") утверждать, что на выставке "0,10" "впервые появились супрематические картины (К. Малевич) и супрематические скульптуры (И. Пуни, О. Розанова)". Однако на выставке "0,10" эти супрематические скульптуры были мало кем поняты и оценены. Журналисты по обыкновению потешались, и даже Матюшин в своей рецензии на выставку написал об одной из работ Пуни: "Его шар в зеленом ящике, лучшая из его вещей, но явно кубистическая". Речь идет о произведении "Белый шар", подаренном Ксаной в 1966 году в Национальный музей современного искусства в Париже. Непонятно, что кубистического увидел в нем Матюшин: на базе обычного выдвижного ящика выстроена беспредметная композиция из простых геометрических фигур и трех локальных цветов. Рядом с черной трапецией — зеленая трапеция, на ней срез белого шара. Все очень просто. И вместе с тем сложно: в работе объединены идеи Татлина (материальный подбор, конструкция, фактура), Дюшана (реди-мейд — ящик) и Малевича (геометрическая беспредметность, монохромные цветовые плоскости). «Это было поистине новаторское произведение <…> столкновение в высшей степени отвлеченных форм и прозаических бытовых предметов словно перевенчало русскую беспредметность и реди-мейды Марселя Дюшана <…> Но Иван Пуни, создав несколько минималистских шедевров такого рода — к ним, безусловно, относился «Белый шар», — оставил этот путь без развития» (Шатских А.С. Казимир Малевич и общество Супремус. М.: Три квадрата, 2009, с. 124).

1914. Игроки в карты. На выставке "Трамвай В" кат. 54. Утрачено. Фото из газет, март 1915 1914. Сапоги и стул. Смешанная техника. На выставке "Трамвай В" кат. 59. Утрачено. Фото 1915 года 1914. Натюрморт. Этюд. Смешанная техника. На выставке "Трамвай В" кат. 53. Утрачено. Фото из журнала "Огонек", март 1915 1914. Гармоника. Смешанная техника. 62 х 68 см. На выставке "Трамвай В" кат. 49. ГРМ, инв. ЖБ-1521 1914. Натюрморт [с молотком]. На выставке "Трамвай В" кат. 57. Утрачено. На фото - № 100 каталога-резоне, реконструкция мастерской Пуни, 1959-1966 1915. Белый шар. Смешанная техника. 34 × 51 × 12 см. Экспонировалось на выставке "0,10". Национальный музей современного искусства, Париж
1915. Супрематическая скульптура. Утрачено. На фото - № 102 каталога-резоне, реконструкция мастерской Пуни (1959-1966) по авторскому эскизу (1915-1921) 1915. Супрематическая скульптура. Утрачено. На фото - № 103 каталога-резоне, реконструкция мастерской Пуни (1959-1966) по авторскому эскизу (1915-1921). Национальный музей современного искусства, Париж 1915. Супрематическая скульптура. Утрачено. На фото - № 104 каталога-резоне, реконструкция мастерской Пуни (1959-1966) по авторскому эскизу (1915-1921) 1915. Супрематическая скульптура. Утрачено. На фото - № 108 каталога-резоне, реконструкция мастерской Пуни (1959-1966) по авторскому эскизу (1915-1921) 1915. Супрематическая скульптура. Утрачено. На фото - № 109 каталога-резоне, реконструкция мастерской Пуни (1959-1966) по авторскому эскизу (1915-1921) 1919. Натюрморт [Тарелка, закрепленная на доске]. Экспонировалось на Первой государственной свободной выставке (1919). Утрачено. На фото - № 114 каталога-резоне, реконструкция мастерской Пуни, 1959-1966. Государственная галерея Штутгарта

Последний раз в России Пуни выставился на Первой государственной свободной выставке 1919 года, проходившей в (бывшем) Зимнем дворце. В каталоге указано 18 его произведений, из них семь "Натюрмортов" и четыре "Без названия". Один из этих натюрмортов представлял собой тарелку, закрепленную на доске. Он удостоился упоминания в статье "Праздник искусства" анонимного Ф. в газете "Северная коммуна" (14 апреля 1919, с. 2): "Публика с недоумением останавливается перед «произведениями» Пуни. Действительно, невозможно понять, в каком отношении к искусству находится хотя бы выставленная им на деревянной доске тарелка. Не картина, не изображение тарелки, а самая обыкновенная фарфоровая тарелка, прикрепленная к деревянной доске. Или его другие «примитивы» в таком же роде. Тарелка она символическая, это дедукция ad absurdum всех тех художественных исканий, которые целиком ушли в форму и совершенно отринули содержание. Во всяком случае этим работам место в лаборатории или студии, но отнюдь не на художественной выставке, где группируются произведения искусства, достижения творческие, а не технические."

О произведении с тарелкой Пуни вспоминал в каталоге своей выставки в галерее "Штурм": "она вызвала незаслуженные окрики: ведь эта работа была последним, завершающим звеном натуралистического периода, и по своему физическому составу (действительно максимально возможного приближения к наглядности и относительности), и по супрематической конструкции, доведенной до полного упрощения и лаконизма."
Заметим родство этого произведения, завершающего важный для Пуни период, с "Белым шаром", созданным в его начале.

Всего в каталоге-резоне Пуни перечислено 16 рельефов, включая "Белый шар" и два утраченных ("Игроки в карты" и "Зеленая доска", о которой сообщалось в газетных публикациях по ходу выставки "0,10"). Остальные 13 рельефов представляют собой поздние реконструкции, большинство из которых было смонтировано по-видимому под руководством Ксаны в 1959-1966 годах по эскизам, которые они с Иваном подготовили в 1921 году для выставки в галерее "Штурм". Об этом в каталоге-резоне сказано (в обтекаемой форме) так: "С 1914 по 1917 год он сделал около тридцати живописных рельефов, из которых сегодня мы знаем лишь часть. Катастрофические зимы 1918 и 1919 годов заставили художника принести рельефы в жертву ради обогрева своей мастерской. Поэтому большинство перечисленных ниже работ были восстановлены Пуни благодаря моделям и эскизам после бегства из России в 1920 году."
На самом деле только один из рельефов был реконструирован Иваном в Берлине в 1921 году, а именно натюрморт с молотком, что подтверждают фотографии его мастерской того времени. Об остальных рельефах не существует никаких упоминаний вплоть до 1959 года, когда Ксана принялась активно восстанавливать и выставлять творческое наследие Пуни во всей полноте. Что касается произведения "Белый шар" (1915, № 105 каталога-резоне, Национальный музей современного искусства в Париже, дар Ксении Богуславской (1966)), то мы исходим из того, что это действительно то самое произведение 1915 года, которое Ксане удалось разыскать в Ленинграде и привезти во Францию. Для того чтобы окончательно убедиться, что это не реплика, изготовленная под ее руководством (как почти все остальные рельефы в каталоге-резоне), следовало бы провести технологическую экспертизу.